Якунин как предчувствие

Резонансная отставка Владимира Якунина вдохновила западных политологов на самые смелые прогнозы по внутренней политике России.

Железные дороги в России — это, исторически, нечто большее, чем просто железные дороги. И это не подражание Евтушенко, это — экономика. А глава всего железнодорожного хозяйства у нас — это, соответственно, больше, чем просто глава госкорпорации.

Владимир Якунин — личность легендарная и куда более публичная, нежели тот же Игорь Сечин, или Сергей Чемезов». С Грефом не сравниваем — хозяйства пусть и сопоставимые, да вес их управленцев разный. Равно как и дистанции до Главного кабинета, до которого главе «Сбербанка», говорят, добраться куда труднее.

Стоит ли удивляться тому, что, казалось бы, номинально заурядная новость о перемещении главы госкорпорации на почетное кресло сенатора в случае с Владимиром Якуниным заиграла в совсем другой — трагической — тональности? И это мягко сказано: тикая паника — вот как вернее можно описать преобладающие в экспертной среде настроения.

Ведь для Якунина это по сути ссылка. Из главы корпорации, рулящей практически всем экспортом пересесть на куда более скромную зарплату сенатора? Да даже если прямиком в главы какого-либо ключевого комитета Совета Федерации — все равно мелковато будет. А Валентина Ивановна на своем месте сидит прочно и красиво, не отдаст.

Так за что и почему? Самые смелые версии выдвинула, как водится, западная пресса (еще, к слову, один довод в пользу веса пока еще главы ОАО РЖД). Так, Financial Times и Bloomberg синхронно разродились аналитикой, общий вывод которой интригующ: в Кремле грядут серьезные кадровые перемены. Издания, в частности, ссылаются на собственные источники в околокремлевских кругах, которые обещают поистине захватывающие события в самое ближайшее время, вплоть до полной смены власти.

Можно снова ухмыльнутся таким прогнозам (сколько их уже было, в том числе с указанием точных дат?), а можно задуматься — смена, не смена, но что внутриэлитные кланы готовы встать «стенка на стенку», если уже не стоят — очень похоже на правду. По мелочам людей уровня Якунина беспокоить не принято…

В беседе с обозревателем KM.RU политолог, известный общественно-политический деятель, лидер партии «Великая Россия» Андрей Савельев не согласился с тем, что отставка главы РЖД станет предтечей больших перемен во внутренней политике:

— Прежде всего, тут, конечно, нужно сказать, что Якунин уже достиг того возраста, когда он должен уже стать политическим пенсионером, а наш Совет Федерации — это как раз очень удобное гнездо для них. Не сидеть же ему дома на диване, тем более место в Совфеде — это почетный статус, прекрасная зарплата и, главное, некая приобщенность к большим государственным делам.

Если же подвести итоги его длительного пребывания на посту главы РЖД, то здесь они идентичны с таковыми у действующего правительства, то есть крайне плачевны, вся эта структура вообще предельно неэффективна. И когда-то должно было прийти время отправить ее руководителя на покой — вот оно и подошло.

Я бы предпочел не делать из этой перестановки какие-то далеко идущие выводы, что, мол, грядут какие-то дальнейшие судьбоносные перестановки, рокировки ключевых фигур и прочее в этом роде.

Даже если какие-то громкие кадровые решения и будут приниматься, то при нынешнем административном устройстве дело предсказуемо ограничится сменой шила на мыло, а преемник всякий раз будет еще безнадежнее своего предшественника.

Нет у меня никаких иллюзий и насчет того, что новый глава РЖД возьмется за оздоровление этой действительно важной отрасли. Железный закон современной российской бюрократии — смена плохих на худших — конечно же останется непоколебим.

Однако рано или поздно все эти господа действительно доведут страну до взрыва и тогда уже историки будут спорить — целенаправленно ли все к этому шло, либо тому виной стала бесконечная цепочка непростительных ошибок.

Пока же мы сегодня можем свидетельствовать глубокий кадровый кризис, тенденций к улучшению тут явно не стоит ждать до тех пор, пока в стране не сменится вся парадигма управления.